Что такое реггетон и с чем его едят!
«Dale, Dale moreno no pares moreno» (Давай мулатик, не останавливайся), «Abre
las piernas, abre la boca, que voy pa dentro» (Раздвинь ноги, открой
свой рот, я уже иду внутрь) - вот каковы слова модных нынче в США, Латинской
Америке и Испании песенок в стиле «реггетон». Это музыкальное направление
зародилось в США благодаря обитавшим там эмигрантам из Пуэрто-Рико и
Панамы, в начале восьмидесятых. И сейчас разгораются нешуточные споры на
тему того, что же все таки это такое: новое слово в музыке или просто мода,
которая, как известно преходяща?
Латиноамериканцы хотят походить на американских «гангста-рэпперов».
Как и они, исполнители «реггетона» обожают рэп и модную одежду известных
марок и объединяются в «банды» или «племена» (tribus).
И как некоторые из них, краеугольным камнем своего творчества избирают
дробленые ритмы, (которые называют riddims) и чувственно-сексуальные (а
иногда попахивающие откровенным мачизмом) тексты а также (изредка) тексты
остро-социальной направленности. Но наибольший успех имеют не сильно
нагруженные «легкие», развлекательные тексты. Слова композиций Дона Омара(Don Omar), Тего Кальдерона (Tego Calderon), Ники Джема (Nicky Jam), Магната и Валентино (Magneto y Valentino), Лито и Поляка(Lito y Polaco) или Эктора и
Тито (Hector y Tito) учат своих слушателей «perrear» (глагол образованный от испанского
слова «perro» - «собака») а это все равно что заниматься сексом но в
танце (que es como practicar el sexo pero bailando). Как ни парадоксально
приверженцев этого танца называют «котами» («gatos»).
«Ella le gusta que le den duro y se la coman...» - поет Ники Джем (в словах
содержится прямое указание на обычный и оральный секс, который по словам Ники
очень нравится лирической героине данного песенного произведения). А вот еще неплохой примерчик: «Купил я тележку и ну хот доги продавать. Классный у меня хот дог, твердый
всем девчонкам нравится, так и тянут его в рот» -поет Рэнкин Стоун.
Многим подобное кажется оскорбительным и «сексистским». Однако другая часть публики воспринимает реггетон как чистое развлечение.
Латиноамериканцы, безусловно на стороне реггетона хотя бы из соображений
поддержки распространенного стереотипа «горячих латинских парней»: раз ты латино тебе должна нравится музыка которая объединяет и разжигает огонь в
крови. Однако же реггетон продолжает завоевывать страны и континенты. Испания уже пала перед его чарами. Самыми популярными эм-си (maestros de ceremonia) были пуэртопиканец Вико Си и уроженец Панмы Чичомэн. Сейчас реггетоном заболели многие и многие тысячи людей по обе стороны Атлантики и есть европейцы пытающиеся делать реггетон.
В Испании сейчас популярны Дон Омар со своим «Dale Don Dale»" и Авентура со
своим «Obsesión», особенно в виде полифонических мелодий для мобильников. Но до этого «Танцуй смуглянка» (Baila morena) Эктора и Тито и хит Лорны «Papi сhulo te traigo... el mmm» превысили все возможные рекорды продаж.
Реггетон с легкостью сочетает в себе несколько различных стилей. От регги в
нем нет практически ничего несмотря на то что причастные к нему утверждают
что его ритм является новой ступенью в эволюции ритма регги.
Второй составляющей реггетона является собственно рэп или речевка
(fraseo) которую в городе Колон (Панама) называют «el ton» (тон). Вот и
получается простое уравнение: регги плюс тон равно реггетон. Большинство «реггетонцев» - пуэрториканцы.
Раймонд Айяла, больше известный как Дэдди Янки, прославился своим хитом
«Бензин» (Gasolina) с альбома «Barrio Fino» и пишет песни не только с
эротическим но и с социальным уклоном и проявил себя как любитель сальсы
выступив вместе Энди Монтаньесом и Доминго Киньонесом.
Пуэрториканец Вильям Омар Ландрон (Дон Омар) начал писать песни в 12 летнем
возрасте. Его скромное социальное происхождение повлияло на его жизненный
путь: в свое время у Омара были проблемы с наркотиками. Однако его хит
«Dale Don Dale» является также и хитом продаж что предполагает довольно-таки радужное будущее как для него самого так и для жанра в целом.
Тего Кальдерон считается «магнатом реггетона» предпочитает песни социальной
направленности и выступал в легендарном нью-йоркском клубе «Копакабана» и
на летнем фестивале реггетона в Манхэттене (Reggaeton Summerfest).
Хомар Колон Рэйес (Jomar Colon Reyes), также уроженец Пуэрто-Рико, тоже занял свою нишу среди
исполнителей реггетона. В его творчестве ощущается влияние поп-баллад и
сальсы (его сестра, Эшли, исполняет меренге). Его альбом «Jomar presents Kolabo» тоже занимал первые строчки хит-парадов.
Без романтики не обойтись нигде, даже в реггетоне. За романтику тут отвечают мальчиковые дуэты. Например сердцееды Магнат и
Валентино с диском «Без границ».
У реггетона есть и своя королева Айви Квин(Ivy Queen), пуэрториканка чьим билетом к
славе стал альбом «Грубиянка» (Rude Girl).
19.03.2005
Источник: Terra
Автор перевода: LuzMirella © 2005
|
|