Впечатления после просмотра сериала «Вторая жизнь» (часть 1)
Основными отличительными чертами этого сериала являются две вещи: 1. мистический элемент является ведущим, 2. главная героиня – злодейка.
1. Если в большинстве латиноамериканских сериалов, в отличие, например, от американских, мистика чаще всего является не основным, а лишь вспомогательным элементом, то здесь она дает сюжету не только начало, но и является основным его (сюжета) двигателем, хотя это не отменяет и превалирования мелодраматичности, что характерно именно для теленовелл (телевизионных романов): всё повествование, начавшееся с переселения души Педро в тело Сальвадора, строится на привыкании души к новому телу, признании себя его хозяином и на осознании, что власть над чужим телом была временной.
2. То, что главный герой в латиноамериканских сериалах может быть малоприятным персонажем (а проще – тем еще козлом) – не ново, и чаще всего вообще непонятно, почему распрекрасная героиня с упрямством барана держится за мужика, который ее не стоит. С главной героиней же другая история: она может вести себя, как последняя дрянь, но постоянно повторяется ею и множеством персонажей, что она хороша и прекрасна, а ее не всегда порядочное поведение – влияние туманящего разум чувства, которое оправдывает всё – любви; здесь же всё иначе, хотя я и погорячилась, назвав Изабель злодейкой в прямом смысле этого слова и в том смысле, в каком типаж злодеев разрабатывается в латиноамериканских сериалах – расчетливая, обезумевшая от страсти, женщина, строящая козни героине ради любви к герою, которая показывается скорее как одержимость и жажда обладания. В Изабель это есть, но есть еще и доброта, и раскаяние, и справедливость. Изабель реализует на себе концепцию двойственности человеческой природы, т.е. она не олицетворяет чистое зло (как истинные злодейки) или добро (как героини) (замечу, добро не «чистое», т.к. прерогатива героини – совершать ошибки ради любви, которая эти ошибки и оправдывает), в ней добро и зло слиты воедино, что делает ее образ более реальным, и менее архитипическим, как множество героинь прочих сериалов.
Подробный разбор персонажа Изабель напишу ниже, а пока общие замечания:
- основная интрига – смерть Педро, узурпация его духом тела Сальвадора и последующее возвращение к семье – вынесена в заставку сериала. Вероятно, это как-то должно подогревать интерес к развитию действия, но всё происходит с точностью до наоборот: зритель уже знает из заставки, что будет, и уже сам процесс (как это будет) оказывается неважным, и хочется лишь продолжения, последующего процесса – как он накажет предателей и наградит верных людей, как именно он будет исправлять свои ошибки. Поэтому повествование первых серий, наверное, 30-ти кажется чрезвычайно затянутым, т.к. дублирует заставку, расширяя ее, но и следующие серии не придают сюжету особой динамики, потому что состоят преимущественно из бытовых сценок (беготня с собакой, склоки прислуги, болтовня на незначительные темы в доме и на заводе, и т.п.). Классная интрига раскручивается вялотекущим действием.
- основная идея – процесс привыкания старика к чужому молодому телу и исправление ошибок старой жизни в жизни новой. И ожидания (а это проблема только зрителя и его же ошибка) оказываются неоправданными: вместо того, чтобы инкогнито войти в свой дом и инкогнито же «расхлебать кашу», которую он сам и заварил, Педро-Сальвадор начинает методично внушать всем персонажам мысль, в которую он сам с трудом поверил, - переселение душ возможно, и они просто обязаны принять на веру то, что перед ними не ловкий мошенник, не сын, а именно призрак. Зритель ожидает раскаяния и исправления ошибок, а получает диктатуру, т.к. Педро не осознает себя виноватым, не меняется, он делает то же, что делал в первой жизни – методично и расчетливо управляет жизнями всех окружающих, делает их обязанными себе, совершая якобы благо для них, но постоянно указывая им, что он их облагодетельствовал, чем заставляет их терпеть и пресмыкаться, т.е. совершает над ними психологическое насилие, получая при этом удовлетворение. Проблема лишь в том, что такая диктатура является патриархальной – диктатура отца и мужа, который не считается с мнением детей и женщин – традиционной, а, следовательно, нормальной, поэтому не осуждается, и поведение Педро-Сальвадора демонстрируется, как положительное, хотя, как правильно сказала ему Изабель в конце, своим патологическим желанием быть узнанным и признанным не только семьей, но и всеми знакомыми (а это преимущественно подчиненные – слуги и работники завода), он наказал не только предателей и его непосредственных «убийц» Изабель и Андреса, но и всех прочих (включая дочь Анхелу и можно сказать приемных сыновей Антонио и Симона, возлюбленную Валерию), чуть не сведя их с ума. Причем Педро не осознает свои топорные манипуляции, как манипуляции, поэтому не считается злодеем, в отличие от Андреса, который лжет и манипулирует сознательно, поэтому заслуживает смерти как кары за совершенные преступления – физические или моральные. И именно такое поведение героя (которое хотя и является достаточно типичным для теленовелл, но не в таких масштабах) делает его очень похожим на героиню-злодейку, демонстрирует то, что «люди не меняются», и вторые шансы напрасны: если то, что Изабель ошибается, смотрится достаточно органично, т.к. это ее первая жизнь и к тому же она молода, что несколько оправдывает ее, то идентичные ошибки Педро, получившего вторую жизнь именно для исправления ошибок прошлой жизни, и его почтенный возраст, который должен делать его умудренным опытом (его постоянные назидательные разговоры с детьми), показывают лишь то, что весь его опыт бесполезен. Возраст – это косность, косность – это статика, а статика – это смерть, жизнь же – это движение и изменение, т.е., если старый тухлый продукт положить в новую упаковку, он не перестанет вонять, так и старая душа, узурпировавшая новое тело, получает лишь зримое, но не качественное изменение, не перерождение, не воскрешение, поэтому ожидание изменений в поведении старого Педро в новом теле напрасны, а зритель, ждущий изменений, совершает ошибку и получает разочарование – и это ошибка только зрителя.
- зеркальная композиция: 1. Педро – муж, Изабель – жена, Андрес – любовник; отзеркаливание: Андрес – муж, Изабель – жена, Педро-Сальвадор – любовник. 2. Педро любит Изабель, она его использует ради денег и любви к Андресу; отзеркаливание: Изабель любит Сальвадора, а он ее использует ради мести.
- линейное повествование: очень обедняет сюжет. Для латиноамериканских сериалов характерно очень большое количество воспоминаний, но воспоминаний именно тех событий, которые зритель уже видел, т.е. захламление повествования. События начинаются со свадьбы Изабель и Педро, то, что было ранее, остается за кадром, и, если свидания Педро и Изабель пару раз воспроизводятся в конце флэшбэками, чтобы подвести Изабель к мысли, что Сальвадор – это Педро (и это хороший ход), то отношения Педро с дочерью и первой женой Каталиной остаются за кадром и только в нечастых разговорах персонажей. Анхела говорит, что отец услал ее в Европу, т.к. она была ему в тягость, такое же отношение было и к Каталине. Как расценивать эти ее слова: обида? Притом, что внешне Педро вроде бы любит жену и дочь (Анхела вроде как учится (только непонятно где и на кого) в Европе, а портрет Каталины висит в его кабинете даже после женитьбы на Изабель), но в то же время сообщает Анхеле о своей свадьбе письмом с таким расчетом, чтобы она не успела приехать к свадьбе и не приглашает ее на торжество, т.е. знает, что Анхела была бы против. А почему – детская ревность или полное отсутствия взаимопонимания отца с единственной дочерью (притом, что Анхела ведет себя не особо адекватно только вначале (шок из-за свадьбы и сокрытия ее отцом, т.е. недоверие), потом же она выглядит вполне покладистой)? Но развития эта линия не получает, поэтому зритель не может сравнить отношение Педро к обеим его женам.
- количество персонажей: плохо, когда в сериалах персонажей много, т.к. сценаристам не хватает времени и сил разработать каждого досконально, но так же плохо, когда персонажей мало: если не нравится главная пара, нет даже не то, что равноцЕнной альтернативы переключить свое внимание на какую-то другую пару, никакой альтернативы просто нет, т.к. пара Педро-Изабель занимает главенствующую роль и по месту в сюжете и по количеству эфирного времени. У прочих персонажей, особенно в сравнении с этой парой, сюжет отсутствует или представлен очень слабо: 1. пара Анхела-Антонио имеет хоть какое-то движение вначале, когда создается некий любовный треугольник с Андресом (при поощрении Педро) и слегка в конце, из-за конфронтации с Педро-Сальвадором, отдельно от Педро их взаимоотношения не выражены. 2. какой-никакой сюжет имеет Канталисия: поиск покинутой женой исчезнувшего, а в данном случае еще можно сказать заколдованного мужа. 3. конфликт Симона и Консуэло недолог и не имеет развития, переходя в ущербный любовный треугольник Симон-Валерия-Педро. 4. сюжет у Ребеки без Педро-Сальвадора фактически отсутствует (если не считать поиски тайной комнаты). 5. зачатки развития имеет 20-тилетний конфликт между Абигайль и ее мужем, который завершается по тупому – смерть Родриго: сюжет бы ничего не потерял, если бы этого персонажа совершенно не было. 6. персонажи из окружения Гаэтаны, за исключением ее самой и тоже только в связке с Педро, большей частью только засоряют эфирное время.
- возраст: на 2005 год Андресу Гарсия– 64 года (хотя Педро 73 – и этот возраст постоянно подчеркивается), Лорене Рохас (Изабель) – 34 (хотя выглядит она на все 40), Марио Симарро (Сальвадор) – 34, Мартину Карпану (Андрес) – 31 (понятно, почему на его фоне Изабель выглядит старше, так и есть даже по возрасту), Ванессе Вильеле – 27 (хотя Анхеле 23 – и ее возраст тоже произносится), Диане Осорио – тоже 27 (хотя Валерии – 24), Эрику Элиасу – 25 (возраст Антонио не произносится, но он учится на последнем курсе института), Пабло Асару (Симон) – 23 (возраст тоже не проговаривается). Но все четверо последних ведут себя, как малые дети, особенно остро это поведение подчеркивается на контрасте с назидательными разговорами Педро с великовозрастными детьми, и особенно ярко демонстрируется только вначале (Анхела просит парней не подходить к ней, не разговаривать, вырезает на дереве сердечки), потом детскость испаряется, т.к., видимо, после смерти Педро им уже не надо играть роли детей для него, хотя эти роли они играют не сознательно, а автоматически. Неизвестно, сколько лет Педро был женат на Каталине, и сколько им было, когда они поженились, так же не совсем понятно, сколько лет было Анхеле, когда ее мать умерла (вскользь упоминается, что она была маленькой). Путем нехитрых подсчетов (73-23), получается, что Анхела родилась, когда Педро было 50 лет. Если предположить, что портрет Каталины (а на нем она где-то возраста Анхелы) был написан вначале их брака, получается, что Педро не изменяет себе – он любит тех, что помоложе. И обратная ситуация: на 2005 год Марте Пиканес (Ребека) – 58, а Альсире Хиль (Лилия) – не нашла, но выглядит она старше Сальвадора – обе готовы на всё, чтобы оказаться с Сальвадором в постели. Любопытно в этом плане то, что брак старика (50/70 лет) с молодыми женщинами, годящимися ему в дочери, считается вполне нормальным, и осуждается (хотя и не сказать бы, чтобы очень, а, скорее, даже наоборот, считается выгодным) только Ребекой, и то она осуждает только Педро, а не Изабель. Нарочитое же внимание старух к молодому Сальвадору осуждается всеми независимо от пола и возраста, включая самих этих старух.
- религия и лицемерие или секс и мораль: единственным священнослужителем здесь является падре Якобо (Хакобо), который очень мил и местами комичен. Он не впадает в благоговейный гнев, когда узнает о том, что Канталисия и Сальвадор сожительствуют, а не находятся в браке и имеют ребенка, а ведет себя достаточно лояльно на всём протяжении его общения с Канталисией. Главнейшим рупором провозглашения моральных ценностей является Педро-Сальвадор. Если для века 19-го (сериал «Асуль Текила») битье камнями за потерю девственности до свадьбы – норма, то в веке 21-м это смотрится чрезвычайно лицемерно. Педро отправил дочь в Европу и понятия не имеет, как она там себя вела, но стоило ей вернуться и поцеловаться с Антонио, как вдруг неожиданно выяснилось, что она не имеет никакого права делать это в доме отца. Замечу, именно «в доме отца»: мало того, что Педро унижает дочь недоверием, фактически назвав ее европейской шлюхой, так для него в первую очередь важно только то, что скажут люди, если вдруг ненароком увидят его дочь в обществе мужчины, причем мужчины недостойного, т.к., несмотря на всю любовь Педро к Антонио, он прочит в женихи Анхеле Андреса, т.е. опять же – без указки Педро никто не имеет права даже чихнуть. Столь же лицемерна в этом плане и реакция Изабель, хотя это скорее ее защита в нападении: будучи любовницей Андреса при живом муже, разоблаченная Анхелой, с какого-то перепугу она смеет читать ей нотации по поводу того, что свободная женщина Анхела спит в своем собственном доме со свободным мужчиной Антонио. Апогей лицемерия – свадьба Анхелы и Антонио: само собой по традиции белого платья заслуживает только невеста-девственница (цвет прочих – любой другой, а основном пастель), но, т.к. Анхела еще и беременна (2 месяца и живота не видно), по мнению Педро она не имеет права на роскошную свадьбу и на присутствие гостей. Не заслуживает она и причины для свадьбы, заключающейся в любви к ней Антонио, причина – Анхела беременна, и Антонио обязан выполнить свой долг, а на чувства дочери Педро плевать: Антонио узнал в Педро-Сальвадоре Педро и понимает, что ему не нравится любовь мальчишки к дочери хозяина, поэтому расстается с возлюбленной, Педро-Сальвадор упрямо твердит, что Антонио – мальчик, а не мужчина, поэтому Анхелы не заслуживает, но у нее уже нет выбора – она беременна, но она находит вариант – уехать в Европу и родить там, но Педро не устраивает то, что дочь обладает собственным мнением и собственной волей, что она может решить что-то сама, поэтому перед самым отъездом Домингесов из дома Доносо он привозит Анхелу в церковь, где ее ждет Антонио, позволяющий Педро-Сальвадору дергать его за ниточки, как марионетку. Само собой то, что Изабель трижды вышла замуж в течение года осуждается всеми подряд. Ремарка по поводу секса Симона: сначала он тискает по углам дома служанку Нору, мать гоняет их; потом он влюбляется в Консуэло, которая сразу же укладывает его в постель, а потом пытается повесить на него выдуманного ребенка и еще двух своих дочерей от разных мужчин – здесь происходит яркая демонстрация того, что, если мужчина руководствуется только страстью, он может попасть в ловушку, а женщины – гарпии, использующие свое тело с жаждой наживы (можно провести параллель с Изабель и Педро) – здесь характерно поведение его матери Абигайль, для которой Симон изначально виновен, и она даже не пытается его защищать от наглой девки Консуэло, не пытается разобраться в ситуации разумно, а заставляет его заботиться о любовнице и его ребенке. Если чрезмерное влечение к противоположному полу осуждается, то осуждается и отсутствие оного: Изабель и Ребека постоянно гнобят Валерию за ее платоническое чувство к Педро, возведенное в апогей, и при этом Изабель вполне лояльно относится к ее якобы влюбленности в сына служанки Симона.
- символизм: 1. на воскрешении Сальвадора (salvador с испанского «спаситель») недвусмысленно прослеживается аналогия с воскресением Христа и его первоначальным неузнаванием учениками (семья и друзья Педро) и Марией Магдалиной (Изабель), а затем узнаванием и преклонением. 2. а с точки зрения Изабель прослеживается прямо противоположная аналогия: искушение души демонами, подталкивание ее ко злу. Это подчеркивается даже визуально: в предрекламных заставках Андрес в белом костюме и черной рубашке выглядит прямо как демон-искуситель, у Сальвадора один из любимых пиджаков черный с красной подкладкой, да и бородки (хотя это явная дань моде) напоминают образ козла (одна из ипостасей дьявола) – этот визуальный ряд скорее всего случаен, но создает стойкое впечатление.
Педро Хосе Доносо – богатый 73-летний старик, влюбленный в молодую красивую женщину, искренне верит, что и она выходит за него замуж по любви, но в глубине души понимает, что это не так, поэтому не позволяет противостоять единственному человеку, который способен на это – дочь Анхела. И из-за того, что «лучшая защита – это нападение», да и по причине диктата, построенного на осознании своей непогрешимости, т.е. грехе гордыни, Педро гнобит девчонку. Со стороны кажется, что он лучше относится к детям прислуги Антонио и Симону, чем к родной дочери, но это не так, т.к. стоит только Антонио замахнуться на хозяйскую собственность (дочь), Педро начинает гнобить и его. Когда Педро вселяется в тело Сальвадора, создается впечатление, что Сальвадор умер, а Педро из-за своих телекинетических способностей смог занять бездушное тело, но в конце узнается, что Педро узурпировал чужое тело, подавив дух хозяина, т.е. украл его. Когда же в конце Сальвадор начинает отвоевывать свое тело, поведение Педро по отношению к любимой им Изабель кажется особенно идиотским: он знает, что может исчезнуть и оставить ее наедине с мужчиной, периодически достаточно агрессивным, который ее не узнает и может причинить ей вред, но не объясняет ей последствий своих приступов – он просто наслаждается своей любовью, не думая о последствиях (т.к. решение бежать и покончить с собой принимает именно Изабель, а не Педро). Как не думал он о последствиях, когда женился и не написал завещание: старик, которого доктор постоянно пытается уложить на больничную койку, отказывается от госпитализации и блеет, что завещание написать не успел, - само собой это было сделано для многосерийной войны за наследство, но выглядит всё равно тупо: лучше бы они столько серий искали выкраденное или проводили экспертизу подложного завещания, чем делили имущество, которое так и не поделили. Педро-Сальвадор жаждет быть узнанным всеми (даже теми, кто его не знал – врач, священник в Лас Крусес – но это можно списать на шок от переселения души в новое тело, который, впрочем, сильно затянулся и начал раздражать), и методично наказывает всех, даже тех, кто не особенно сильно и провинился: большинство просто не понимает, откуда он знает личную информацию, Вики предполагает, что Сальвадор – сын Педро (этот вариант очень логичен и был бы лучшим двигателем для сюжета – но не судьба), Антонио чуть не сходит с ума, находясь в ступоре, следом к нему присоединяется и Андрес, но его безумие сначала чрезвычайно агрессивно, а затем пассивно, как и у Антонию, Анхела сначала доверяет ему, а потом просто не понимает, что происходит (музыка, написанная для нее в детстве отцом), и постоянно рыдает, а, если беременный персонаж в постоянном стрессе в большинстве сериалом с ним что-нибудь нехорошее происходит, но не здесь. На месть Изабель действия Педро влияют слабо, хотя вроде бы и кажется, что он расчетливо подводит ее к измене Андресу, к его убийству, к замужеству с Педро-Сальвадором, к побегу и самоубийству, но всё это показано как-то сухо, хотя Симарро и использует лукавые выражения глаз, лица, поэтому и кажется, что это не Педро мстит Изабель, а она сама настойчиво роет себе могилу, причем ложится в нее с радостью избавления от земных пут. Когда Педро-Сальвадор слышит разговор Изабель и Андреса о том, что она вышла за старика по приказу любовника из-за денег, а потом они спланировали его убийство, он по идее должен вести себя осторожно с жестоким Андресом, но Педро-Сальвадор постоянно тупит, позволяя врагу подстрелить себя (после угроз, при наличии охраны, поперся в лес искать грабителей вместо того, чтобы вызвать тех, кому за эту работу платят - полицию), поджарить себя на солнышке (Андрес приказал ему отвязать лодку, а затем отплыл на яхте, оставив Педро-Сальвадора в ней на солнце, из-за чего тот сильно обгорел). Апогей кретинизма в схватке с Андресом: на складе завода Педро-Сальвадор и Андрес бегают один за другим в темноте, а затем Педро-Сальвадор возвышается в дальнем свете, вставая широкой грудью навстречу пулям, которые без разбора выпускает Андрес из своего пистолета, и ни одна не задевает его, и он продолжает так же методично слоняться по складу, пока Андрес корчится от ужаса на полу с пеной изо рта. Это смотрится как дешевый театральный эффект из дешевого же ужастика, хотя, вероятно, создатели ждали прямо противоположного эффекта от этой сцены. Педро-Сальвадор хочет от Изабель доказательств любви и подводит ее к мысли об убийстве Андреса, но, когда всё свершилось, и развязка мести близка – брак, узнавание и наказание, Педро-Сальвадор пасует, т.к. неожиданно влюбляется в Валерию. Женщины Педро-Сальвадора реализуют на себе такую концепцию: приземленная Канталисия, олицетворяющая инстинкт, земная Изабель – настоящая женщина, живущая лишь чувствами, следующая лишь за ними, и небесная Валерия, чистая и непорочная, оттого недосягаемая и недоступная земному, стремящемуся к страстям (Изабель) Педро. Только, когда Педро отходит от своей главной цели – обладание Изабель, Сальвадор начинает проявлять себя, чем показывает Педро, что он отклонился от заданного маршрута, и новой жизни ему не светит, только разборки со старой. Педро-Сальвадор поступает с Канталисией просто отвратительно: ладно еще вначале, когда, понятно ежу, он не сможет с ней жить в халупе, он не знает ее, и его просто воротит от нее самой и запаха немытого тела, но потом, когда она приезжает в Рио Кларо, у него даже не возникает мысли позаботиться о ней и ее сыне (хотя всю жизнь Педро считался чадолюбивым, пригревая всех подряд нищих пацанов), хотя он украл у нее мужа; он даже не пытается просто проявить к ней участие, поговорив, а постоянно пытается скинуть заботу о ней на кого-нибудь, а это вообще левые люди, не имеющие к ней никакого отношения, в отличие от Педро, - Гаэтана, Филипе, Якобо. Он только предлагает ей деньги и успокаивается, когда она отказывается, и только в конце с подачи Изабель они всё-таки открывают счет в банке на имя Канталисии. Любовь к Валерии вспыхивает в критической ситуации – пожар в зале филармонии, когда Педро-Сальвадор бросает в дыму пришедшую с ним Ребеку (что тоже его вообще не красит) и спасает Валерию, и для нее он тоже (даже больше, чем для Изабель, т.к. она сама жаждет искушения и стремится к нему) является демоном-искусителем, т.к. Валерия невинна, а Педро-Сальвадор предлагает ей бежать: понятно, что он не может открыто выступить против Изабель, но и ведет себя не как благородный мужчина и положительный персонаж, относясь к девушке, как к уличной девке, недостойной честного и открытого обхождения – он не любит ее, т.к. заботится не о ней, а о себе. Кульминацией и развязкой этого любовного треугольника оказывается эпизод на чердаке: Изабель подстраивает ему ловушку, заставляя сказать при спрятавшейся Валерии о чувствах Педро-Сальвадора к ним обеим, и типа неожиданный поворот, что он говорит о своей одержимости страстью к Изабель, т.е. нелюбви к Валерии, но зрителю и так дано понятно, что главный герой не сможет уйти от конфликта с главной героиней, т.к. главной отличительной чертой латиноамериканских сериалов является то, что практически любой (если не все) конфликт должен быть завершен. Страсть к Изабель – основная движущая сила сюжета и всех действий Педро, заставляющая его переступить через жизнь и смерть, попрать естественные законы природы. И вся его месть и ненависть – лишь обратная сторона этой страсти, т.к., пытаясь сделать Изабель заложницей ее желания, пытаясь вести ее за собой, в итоге Педро оказывается ее заложником, ведомым. Кульминация конфликта с Изабель: Педро-Сальвадор доводит ее до крайней точки, из-за чего она прилюдно признается в убийстве Андреса и сама пытается застрелиться, но своей властной волей он останавливает ее, вырыв ей могилу, но не столкнув в нее, и увозит он ее вроде бы для того, чтобы казнить самолично, свершив месть, но опять же типа неожиданный поворот, что он решает отдаться любви, т.к. Изабель клянется ему, что любила его и не травила, и они вроде бы меняются местами – он подчинил ее, а потом она его, т.к. несмотря на убийство Андреса ее любовь к Педро ее оправдывает. Но страсть к Изабель довлела над ним на всём протяжении сериала, поэтому, по сути, попытки Педро управлять Изабель были бессмысленными, т.к. с первой серии он принадлежал ей всей душой, и только пытался вырваться из-под ее власти (месть, Валерия), но не смог. Их смерть была вполне закономерной.
Замечания про внешность: т.к. в оригинале сериал называется «Желанное тело», видимо, поэтому Сальвадор постоянно моется и переодевается, а каждая баба норовит его облапать. Симарро играет довольно хорошо свое отвращение и пренебрежение, когда на него вешаются неприятные ему женщины, одной мимикой демонстрируя свое отношение к ним. Любопытно, кстати, что Педро-Сальвадор, даже будучи совсем без денег, не соглашается переспать с Лилией за плату. Все первые 10 серий ждешь, когда же Педро умрет, чтобы сравнить, насколько Марио Симарро сможет повторить игру Андреса Гарсии, чтобы персонажи его узнали, но последовавшие события не предоставляют возможности наблюдать тонкие нюансы поведения актерской игры, т.к., как было сказано выше, Педро-Сальвадор жаждет доказать, что он Педро вербально и настойчиво. Все персонажи повторяют, что Сальвадор похож на Педро, но чисто визуально их сходство даже не стараются подчеркнуть, т.к., вероятно, персонажи должны разглядеть в новом теле старую душу: когда ты много лет носишь усы и короткую стрижку, первое, что должно тебя заинтересовать – это возвращение к привычной внешности, чтобы хоть немного начать узнавать себя. Понятно, что Симарро не стал бы стричься ради того, чтобы походить на Гарсию, но он даже бородку оставляет такой же, какую сделала ему Лилия; к тому же Анхела и Изабель после смерти Педро носятся с его гардеробом, но Педро-Сальвадору даже не перепадают его старые вещи в бытность шофером, и он совсем не вспоминает о них, и даже новые его вещи вообще не напоминают по стилю старые. Вот уж кто носит однотипные тряпки так это Изабель – бесконечные разноцветные майки и цыганские юбки в оборочку, а также обилие бижутерии. У большинства мужчин полосатые рубашки. На мой взгляд, презентабельнее всех хозяев и богатых людей, которые должны обладать вкусом, выглядит Вальтер.