Очень грубо говоря, в психологии есть разделение личности на больную и здоровую. Для больной характерно наличие психических расстройств, которые ей мешают полноценно функционировать в социуме и за его пределами, здоровая же наоборот не имеет этих расстройств и высокофункциональна. Это очень упрощённо, но логика примерно такая.
Так вот, на основании такой логики выделяют три способа организации личности (то есть того, как устроена и функционирует психика у человека): психотическая, невротическая и пограничная.
Психотическая личность — это то, что в народе называют сумасшедшим, больным человеком. Здесь часто речь идёт о реальных психиатрических диагнозах (напр., шизофрения). Психика такого человека чем-то похожа на психику ребёнка, она очень хаотична, разорвана, нелогична, непоследовательна, неадекватна реальности, пропитана ужасом. Они как будто живут глобальным, всепоглощающим страхом и у окружающих часто интуитивно тоже вызывают страх.
У психотического человека нет связи с реальностью, то есть они видят мир максимально своеобразно и отдалённо от того, каким он перед ними предстаёт (поэтому их творчество для нас так неожиданно и интересно). Так как такая хаотичная психика не может обрабатывать сложные пласты реальности, то в травматичных, стрессовых ситуациях используются очень примитивные психологические защиты. Они как раз и искажают реальность до такой степени, чтобы её можно было хоть как-то обработать.
Напр., столкнувшись с чем-то травматичным, человек может вести себя так, словно ничего не произошло, то есть использовать отрицание (здесь речь не о том, что он делает вид, будто ничего не случилось или его не задело, а что он реально как бы не контактирует с этим аспектом реальности, не замечает его, не осознаёт: когда Иса вытолкнула Анто в окно, а через пару мин не знает, что она это сделала, говорит Эрнесто, что она просто находилась в комнате — скорее всего это была не сознательная ложь, а именно такой силы вытеснение и отрицание, что она всё «забыла», как «забыла» историю с Тереситой). Если говорить в терминах обработки реальности, то тут логика такая: если не можешь обработать, лучше вообще тогда это не трогать.
Также в травматической ситуации такой человек может сильно диссоциироваться (вплоть до ощущения себя в другом месте, времени, ситуации или полной потери телесной чувствительности или эмоциональной), уйти сильно в фантазии (знаете, когда в сериалах сумасшедшая злодейка попадает в тюрьму и вдруг неожиданно начинает рассказывать, что сейчас за ней придёт главный герой и они отправятся в медовый месяц — вот типа этого). Логика примерно такая: неважно, что здесь происходит, меня здесь нет.
Ещё начать неадекватно идеализировать какого-то значимого человека (мы видели идеализацию в восприятии Армандо Исой: то есть когда человек воспринимается неадекватно хорошо, ему приписываются все лучшие качества, к нему только сильные положительные чувства, при этом не допускается и мысли, что человек может иметь какие-то недостатки или вызывать не только приятные чувства). Логика: он самый лучший человек на земле!
Обесценивание — это противоположный идеализации процесс, когда человеку наоборот приписывается всё наихудшее и к нему возникают сильные негативные чувства (опять же так воспринимала Эстелу Иса). Логика: он самый худший человек на земле!
Также такой человек в стрессовой ситуации (и не только) может не признавать в себе, в других людях, в самой ситуации каких-то аспектов и приписывать их чему-то другому (напр., когда Иса очень добивалась внимания Армандо, но при этом говорила, что это Эльса его добивается, хотя Эльса вообще от него скрывалась).
Ещё сложная ситуация или значимый человек могут расщепляться, напр., на плохое и хорошее, и первый аспект будет приписываться чему-то одному, а второй — чему-то другому (напр., Иса не в состоянии воспринимать Армандо таким, какой он есть на самом деле, поэтому его положительные стороны она бесконечно идеализирует, а отрицательные она отщепляет от него и переносит на Эстелу, обвиняя её в том, что она хочет убить Армандо, забрать деньги, что она гулящая, подлая и т.п. То есть если разобраться, то эти эпитеты характеризуют как раз Армандо, а не Эстелу, поэтому это расщепление). Логика: если ты хороший, то ты не можешь быть плохим, а если ты плохой, то ты не можешь быть хорошим.
Какие-то фразы, слова, послания, убеждения такой человек может некритично усваивать, как бы глотать их в свою личность и затем им подчиняться или их повторять (думаю, так происходило со всеми внушениями Армандо в адрес Исы). Некритично здесь значит, что человек не осознательно их усваивает, а также что он их не осмысливает никак. Просто проглатывает, как таблетки. По такой схеме мы в раннем детстве усваиваем убеждения наших родителей.
Как мы видим, реальность бесконечно упрощается (как у ребёнка) и искажается. Не стоит забывать и бред, мании (напр., любимая в сериалах мания величия), сверхценные идеи, галлюцинации, которые бывают у человека в периоды обострения.
Сцена с выталкиванием Анто с балкона — это хрестоматийный психотический эпизод. Иса проваливается в бред о любви с Херардо (что он её очень любил и она его очень любила) и о разлучении злой и коварной Анто (совершенно исключает другие причины разрыва отношений). То есть Иса проваливается в свою эдипальную тему (об этом ещё напишу подробнее): мужчину, которого она любит, забирает другая женщина. Она ослеплена яростью, она очень аффективна, у неё нет связи с реальностью (то есть она не понимает, что она делает и к каким последствиям это может привести), при этом то, что происходит, как-то причудливо оправдывается в её сознании, что она своим поступком спасает Херардо от захватчицы и также спасает от неё своего наследника. В этом состоянии у Исы появляется недюжинная сила и энергия, чтобы догнать Анто, затащить в комнату, толкать к балкону, а затем перебросить через него. Ещё параллельно она кричит во весь голос, что аж внизу её слышат. Для этого нужно достаточно силы, которая как раз может появляться в подобных состояниях. А потом Иса совершенно ничего не помнит и реально не знает, что внизу все собрались вокруг выпавшей Анто и мечутся. В её реальности этого события уже нет, как и его последствий. Критика к Исе возвращается только в тюрьме, с приходом отца. Её психика пытается как-то связать случившееся с опытом Исы, но не совсем получается, и Иса говорит Армандо, что боится, что сходит с ума. Этот кусок так и остаётся не совсем обработанным её психикой, поэтому он в её обычном состоянии не всплывает, а появляется когда она снова в аффекте гнева и снова ударяется в бред о справедливости и захватчице Анто.
Невротическая личность — это, в общем-то, мы с вами, или та часть людей, которых мы считаем «нормальными». Невротическая личность хорошо функционирует в обществе, способна выстраивать отношения, осознаёт себя и свои поступки и, конечно же, сохраняет связь с реальностью. Все мы так или иначе воспринимаем реальность не совсем точно, то вот невротическая личность гораздо ближе к реальности, чем психотическая или пограничная.
В той или иной степени такой человек может использовать психологические защиты, которые я описала выше, особенно в очень травматичных ситуациях, однако в целом он использует более «взрослые» защиты, которые не отрывают нас от реальности.
Напр., он стремится объяснить себе рационально, разложить по полочкам сложившуюся ситуацию, чтобы понять, как в ней поступить. Он находит рациональное объяснение мотивам и поступкам других людей, ему не надо отрицать этот поступок или мотив, приписывать другим, раздувать бредовые фантазии. Его рационализация всегда базируется на реальных фактах, которыми этот человек располагает. Сильные, сложные, противоречивые чувства невротическая личность стремится осознавать и в большей мере осознаёт, поступать же с ними может разными способами: контролировать их выражение соразмерно ситуации, перенаправлять их более-менее осознанно на себя или на других людей, направлять в творчество. Ещё она использует юмор, чтобы справиться с неприятными ситуациями и посмеяться в том числе над собой. За все 300 с лишним серий мы не увидели самоиронию Исы, а вот у Камило, напр., она была, как и у Эльсы, Эстелы. Неприятные события невротик вытесняет, но они не исчезают из его сознания совсем, как в случае Исы, а при необходимости их можно легко «извлечь», то есть вспомнить (сознательно, в любой ситуации).
Невротическая личность прекрасно выносит противоречивость ситуаций, людей. Плюсы и минусы для неё существуют одновременно. Поэтому здесь меньше необходимости и пространства для расщепления, проекций, неадекватных фантазий.
Психологические сложности невротической личности во многом банальны: любовные отношения, дружба, отделение от родителей, самореализация.
Некоторые психоаналитики выделают отдельно здоровый уровень организации личности и приписывают, что к нему относится очень мало людей, а на невротическом находятся «почти здоровые», у которых просто есть какие-то сложности.
Невротическую организацию личности мы видим у большинства героев сериала. Но более «здоровые» это Херардо, Эстела, Эрнесто. У них очень хороший контакт с реальностью, они хорошо видят события какими они есть, не поддаются на манипуляции и многочисленные «переворачивания» реальности Армандо, они контактируют со своими чувствами и доверяют им. При этом они критичны, то есть осознают, что делают, зачем и к чему это может привести. Если бы это было не так, то Херардо бы не сообразил о тайне Исы, а согласился бы играть в её амнезийные игры с Армандо; Эстела бы вообще не сделала свою женскую революцию, не пережила бы психушку, травму Доминго и не нашла бы способ вернуться в семью после психушки. Эрнесто не вытащил бы Эстелу из психушки и тоже вёлся бы на манипуляции Армандо (хотя во втором сезоне Эрнесто сдулся, конечно).
Вообще Армандо — это лакмусовая бумажка героев этого сериала))) чем больше персонаж вёлся на его игры, тем менее он здоров)) При этом сам Армандо, безусловно, невротическая личность, потому что он хорошо осознаёт, что делает, при этом настолько хорошо, что крутит реальностью как хочет перед носами других людей, пытаясь ввести их в заблуждение и манипулировать. Он также хорошо функционирует в обществе, последователен, не бредит и т.п.
Предвижу вопрос об Эльсе, почему я её не выделяю среди наиболее здоровых, ведь она борется с Армандо, тоже не ведётся на его игры и т.п. Ну Эльса тот ещё кадр, она ведёт свои игры, объясняя их как бы необходимостью, но если разобраться, это больше происки её характера и психики, чем необходимость. Брак с кучей договорённостей, кучей лжи, которую надо постоянно носить в себе и отрицать, даже когда на неё пролился свет, частые поглаживания бывшего любовника (это она в конце сериала говорит, что они друзья и любовь была подростковыми играми, а до этого всё молчала, улыбалась, обнимала Камило), то приближение, то отвержение падре, посвящение его в детали отношений с Камило против воли самого Рэя (помните, как он бегал-то от Эльсы в начале сериала?). Постоянная враждебность, несдержанность, нападки на персонажей, с которыми она не согласна, — в общем, не самый здоровый персонаж, но и не больной, конечно.
Пограничная личность, как следует из названия, находится на границе, между психотической и невротической. Это люди, которые уже не совсем «здоровы» и ещё не совсем «больны». Вот с этими ребятами не всё так просто и однозначно, поэтому я их вынесла в конец. В жизни тоже не всегда догадаешься, что что-то не так, потому что отношения с пограничным человеком очень специфические, мы к ним применяем стандартны отношений с невротиком, которые здесь неуместны, и списываем все странности на себя и на своё отношение к такому человеку.
Но давайте по-порядку.
Пограничный человек сохраняет связь с реальностью, в отличие от психотического, и может довольно неплохо функционировать в обществе. Однако когда дело доходит до отношений с другими людьми, до необходимости воспринимать свою либо чужую личность, у него начинаются проблемы.
Близость с другим человеком пограничную личность чрезмерно пугает, так как она боится поглощения и чрезмерного контроля. Дистанция тоже оказывается непереносимой, так как тогда возникает травматичное ощущение покинутости. Поэтому отношения такие люди выстраивают по принципу приближения-отдаления. Как только они начинают сближаться с кем-то, сразу же отдаляются от этого человека (через использование, скандалы, грубость), как только тот человек удаляется от них в ответ, они сразу начинают к нему липнуть и его преследовать. В общем, и близость, и дистанция вызывает слишком сильную тревогу, из которой пограничная личность устраивает такие качели. Установить какое-то оптимальное для себя расстояние с человеком она не может. Часто всё это принимает действительно грубые формы, когда человек сначала на ровном месте начинает грубить и унижать (но это не желание самоутвердиться!), а потом яростно мирится (при этом он не выражает раскаяние, а просто хочет сблизиться). Ещё один из вариантов: когда пограничная личность просит помочь, оказать какую-то услугу, а потом начинает сама же её отвергать, обесценивать.
Близость, любовь с другим человеком понимается специфически. Это как бы даёт право делать друг с другом всё, что захочется. То есть исчезают какие-либо границы, и пограничная личность допускает в свой адрес разного плана насилие, преступления, то же может делать в адрес того человека, которого любит.
Личность другого такой человек воспринимает специфически. Чаще всего он видит другого либо как абсолютно хорошего, либо как абсолютно плохого. Он не может одновременно воспринимать противоречия, поэтому склоняется только к одной категории. Но (!) это восприятие сильно зависит от состояния, в котором находится пограничный человек. Если он в хорошем настроении и вы ему чем-то «угодили» (ниже напишу, что это значит), то вы будете точно восприниматься как очень хороший человек. Во время вспышек гнева восприятия вас как хорошего человека вообще не существует, вы последний злодей. Что-то похожее нам пытались показать у Исы, когда она постоянно нападала на Эстелу, но в спокойном состоянии могла с ней нормально поговорить и на что-то пожаловаться, и когда она постоянно тяготела к Армандо, но в гневе могла начать его обвинять и что-то с него требовать. В этом свойстве, которое я сейчас описываю, есть как бы элемент аннулирования. То есть когда состояние меняется, предыдущее восприятие вас аннулируется (словно вы не были никогда хорошим для этого человека или наоборот, никогда плохим).
Себя пограничная личность тоже воспринимает ограничено, не видит себя целостно, не может себя описать. Обычно фокусируется на нескольких странных характеристиках (напр., Иса в первом сезоне часто говорила, что она очень прямолинейная и из-за этого страдает). Ещё она может понимать, какой эффект производят на других те либо иные её особенности (то есть есть элемент критики), но при этом у неё ограничена способность к самоанализу по сравнению с невротической личностью. Поэтому многое в общении она склонна воспринимать как нападение на себя (особенно когда расстроена) и отвечать вспышками злости (тут опять можно вспомнить Ису, когда она заводилась с полуоборота от реплик Эльсы либо Эстелы на её счёт).
Эмоции больше носят характер вспышек, аффектов, более просты, чем у невротического человека. Опять же амбивалентные чувства к кому-то не выносят, поэтому одна сторона этих чувств существует в одном состоянии пограничного человека, вторая — во втором. Часты вспышки гнева, которые как бы поглощают пограничного человека.
У других людей пограничный человек интуитивно может вызывать сильные однозначные чувства, чаще всего это злость либо наоборот нежность, любовь. Эти чувства возникают интуитивно, для этого необязательно даже общаться с этим человеком. Однако они могут развиваться и в результате общения, но они всегда со стороны разума как бы немотивированы (то есть ты не можешь найти причину такой своей реакции).
Чаще всего пограничная личность использует те же психологические защиты, что и психотическая, но в более другом русле, то есть без элементов сумасшествия.
Теперь про «угодить». Пограничная личность не чувствительна к границам другого, и это проявляется в том, как она, напр., обращается к незнакомому человеку, в её просьбах, требованиях, наглости и т.п. Когда вы идёте на поводу у этого (становясь таким образом заложником, а пограничному человеку ещё и очень сложно отказать как раз из-за сильного страха перед её обесцениваем и яростью, которые не всегда осознаваемы), так вот, когда вы идёте на поводу, то пограничная личность довольна, и вы хороший человек. Как только вы говорите ей нет и ещё так, чтобы она поняла, что это нет (потому что это не те ребята, которым можно отказать уклончиво), можно ждать гневной атаки, обвинений, обесценивания и т.п. Реакции очень сильные.
Поэтому в жизни общение с такими людьми очень сложное, очень легко стать заложником у пограничного человека.
В статье к пограничным товарищам причислили Ису, Анхелу, Рэя. Может быть, и Армандо, точно уже не помню.
Про Армандо уже писала.
Я думаю, что также очевидно, что Рэя можно отбросить. Его причислили якобы на основании того, что он отвергает свою мужскую часть, истязает себя и т.п. Ну это бред полный, все мы какую-то часть в себе отвергаем, но это не делает нас пограничными. У Рея хороший контакт с реальностью и он нормально выстраивает отношения, поэтому я его считаю невротическим.
с Анхелой всё сложнее из-за её типа характера и из-за алкоголизма. Большую часть первого сезона она ведёт себя как пограничная личность. Да, она обходится без эмоциональных вспышек, но она обожествляет Армандо вплоть до того, что она не слышит его унижающие и отвергающие послания в её адрес (то есть так сильно работает отрицание). Чем больше он от неё отдаляется, тем больше она стремится к нему приблизится любой ценой. Она некритична к ситуации, в которой оказалась, к своим действиям и мотивам, вплоть до того, что втягивает в свои игры Херардо и готова пожертвовать им ради Армандо. Любовь к Армандо оправдывает всё, и она позволяет ему использовать себя, даже идёт в тюрьму, бросая маленького сына и рискуя получить смертную казнь либо никогда не выйти.
Но с тюрьмы и дальше нам показывают уже более «здоровую» Анхелу, которая больше не использует детей, не поддерживает деструкцию в отношениях с Армандо. При этом всё равно примечательно, что отношения с Никанором и Херемиасом она строит по похожему сценарию взаимоиспользования, как это делает пограничная личность, однако всё-таки оно осознано.
В общем, про Анхелу я думаю, что она где-то очень близка к пограничному спектру, но, судя по второму сезону, ещё не совсем пограничная, так как отдаление от Армандо оказалось для неё переносимым и очень полезным. А это уже говорит в пользу невротической личности.
Иса с самого начала сериала представляется как пограничный персонаж. Неадекватная привязанность к Армандо, нарушение всяких границ в отношении с ним и с другими людьми, при этом Ису все считают просто странной (то есть патология её не настолько сильна, чтобы её видели, то есть функционирует в обществе она нормально, о чём говорит ещё и то, что она выходит замуж, брак счастливый первое время). Вспышки гнева, объяснение их своей прямотой и подлостью других людей и т.п. В общем, вот вам типичный пограничный товарищ.
Но потом начинают происходить два травматичных для Исы события: 1) она начинает вспоминать про изнасилование; 2) Херардо уходит к Анто, то есть отыгрывается эдипальная травма (об этом ещё подробнее расскажу) Исы. И вот уже перед нами психотик с идеями о своём всемогуществе, со стремлением уничтожить захватывающую Анто и её ребёнка и далее по списку. То есть примерно с истории с балкона нам показывают уже личность психотического спектра, и даже герои сериала уже говорят, что она сумасшедшая. Её память фрагментарна (есть обрывы, некоторые моменты вспоминаются в определённом состоянии, всё перемешано), её пронизывает страх сумасшествия, о чём она говорила Армандо; её лечат в психушке, лечат дома. Она нападает на Анто, на Херардо, на Эстелу, на Анхелу и пытается сжечь себя с Армандо. Всё это под соусом её бредовых обрывочных идей. Нету критики своего поведения, не понимает толком, что происходит, и все события трактует на свой лад. Заметьте, что Иса настолько плоха, что постоянное насилие в больнице уже не портит её состояние (то есть она не проявляет типичных для жертв насилия переживаний и состояний). Бог его знает, как этот эпизод вместился в её психику, но скорее всего также фрагментарно и причудливо, как и падение Анто. Ещё заметьте, что в первом сезоне Исе не нравится роман Армандо с Анхелой, но она покрывает его и не вредит Анхеле. Во втором сезоне она уже не выносит его романа с Лукрецией и пытается несколько раз на Лукрецию напасть.
В общем, Иса первого сезона однозначно пограничная личность, а далее её состояние ухудшается до психотического.
В теме организации личности нет плохой либо хорошей организации. Считается, конечно, что самая нормальная позиция — это невротическая организация, однако норма очень относительна. Есть разные подходы, некоторые специалисты считают, что психоз — это вариация нормы. Конечно, есть состояния, при которых человек опасен для себя и для других (опять же это хорошо показано в истории Исы), и его рекомендуется госпитализировать.
Наша организация личности зависит от особенностей нашей нервной системы, а здесь и генетический фактор играет роль, и особенности внутриутробного развития, процесс рождения. Но также очень немалую роль играет и социальное окружение, в котором мы оказываемся, появившись на свет. В том числе это семья. Деструктивные члены семьи, травматичные события сильно расшатывают психику и делают её менее здоровой. Однако (!) важно помнить, что влияния одной только семьи недостаточно, чтобы человек стал пограничным либо психотиком, он должен родиться с какой-то предрасположенностью к этому. Поэтому, хотя нам пытались протолкнуть идею, что Армандо сделал Ису больной, на самом деле это не совсем так. Иса уже изначально была предрасположена к этому, о чём нам говорит даже история Эльсы. Эльса была любимицей Армандо, которую он не просто холил и лелеял, он ей говорил прямо, что она его любимица, что она особенная. Но по мере взросления Эльса находила психические и физические силы отдаляться от этого, становиться независимой, выходить из-под влияния обожающего отца. А ведь могла поддаться его увещеваниям и тоже зависеть от него, разыгрывать с ним Эдип. Этого не случилось, Эльса, прожив всю свою жизнь с Армандо, бежит от него, в то время как Иса даже не понимает, насколько всё плохо. И это не потому, что она в детстве стала свидетелем изнасилования. Кстати, реакция на это событие для маленькой девочки, не знающей о сексе и наблюдавшей за всем пару секунд через решётку и шторку, тоже чрезмерная для здоровой личности. Наконец, в детском возрасте часто начинаются многие психические нарушения, в т.ч. шизофрения. Так что я уверена, что в случае Исы просто так сошлись карты: предрасположенность к нарушениям встретилась с манипулирующим Армандо.