Отрывки статьи о Ла-Пасе из испанского выпуска журнала "ГЕО" (перевод мой). Это статья одной журналистки, прожившей какое-то время в этом городе.
...Я не буду перечислять всё, что я нашла на одном из самых простейших прилавков площади Перес Веласко (перед площадью Сан Франсиско), потому что если бы я перечислила всё, что разложено на прилавке средних размеров, это превратилось бы в огромный список. Кисти и станки для бритья, под ними лазерные диски, а рядом замки, тюбики клея, калькуляторы, фотоаппараты, батарейки, радиоприемники, резинки для волос, дезодоранты, упаковки мыла, тут же несколько пачек круглых конфет-леденцов размером с кулак, которые продаются большими упаковками. Через несколько шагов рынок Ланса поглощает тебя, подобно турецкому базару. Среди беспорядочной торговли едой и вещами высвечиваются разноцветные полоски джемпера, в котором Эво Моралес объехал полмира в послевыборном турне. Все пасеньо – артисты имитации: как не скопировать одежду Президента! Джемпер продается за 8 евро. Уже не таким забавным кажется обнаружение рядом полицейской униформы, которую может купить любой желающий, вместе с погонами. Торговцы предлагают разные ступени службной лестницы – вплоть до сержанта, за 50 европейских центов. Всего за 52 цента - что является ценой полного комплекта, поддельный полицейский может брать штрафы, унижать и красть, позьзуясь приобретенной властью. Это часть того отсутствия контроля, которым пропитан город.
...За старой пишущей машинкой донья Мирта печатает свои познания. Клиенты выжидающе за ней наблюдают. Мирта открывает разноцветный зонтик от солнца, придерживая свой деревянный столик одной рукой и свою «Оливетти» другой, и в тени заполняет коммерческие бланки всех типов. Ее кабинет - улица. Десятки таких машинисток, как она, устраиваются у входов в банки, адвокатские конторы и даже около Муниципалитета.
...В самом центре проспекта Прадо - главной артерии города, люди собираются перед телевизорами, подключенными к электрическим столбам. Тот, кто выдерживает долгое стояние на ногах, может посвятить целый день бесплатному просмотру фильмов и передач. За 90 центов любой фильм на ДВД окажется у тебя в кармане...а с ним и тени, и мелькающие головы, и смешки публики, присутствовавшей в кинозале, в то время как очередной пират пользовался своей мини-камерой. До того, как купить диск, нужно спросить: «Это записывалось в кинотеатре?» О музыке и говорить нечего: это рай для торговцев «на одеяле»; странно, если кто-то здесь покупает оригинальные диски. Вообще-то, их даже трудно найти. За 56 центов можно купить последний диск Шакиры. Доходит до того, что торговцы фабрикуют свое собственное попурри. То есть, придумывают диски на свой вкус, смешивая лучшие хиты Амараля с Хульетой Верегас, например. Так как всё, что требуют покупатели, проверяется на магнитофоне, некоторые зоны превращаются в настоящие уличные дискотеки, сопровождаемые запахом жареного бычьего сердца на шампурах, дымящихся на решетках для гриля. Куда ни глянь, manka palleras (торговки едой) сидят со своими котлами на тротуаре и предлагают блюда домашней кухни.
...На площади Сан Франсиско я видела, как один мужчина, повесив на шею живых ящериц, распорол одну из них ножом и выпил ее кровь, уверяя, что это лучшее средство для повышения сексуальной потенции. Прямо напротив него другой, помешивая в глиняном котле расплавленный свинец, предлагал всем желающим узнать свое будущее: нужно было всего лишь с силой швырнуть ложку свинца в чан с водой и оценить формы, которые образовывал застывший металл....
...Метисы и индейцы, составляющие большинство населения, наделяют «духом» те предметы, которые их окружают. Индейское одушевление предметов присутствует не только в поклонении стражам-защитникам achachilas, другими словами, высоким горам, окружающим столицу, пристанищу духов предков; или поклонении Pachamama – Матери Земле, которой в chaya ( чашка на языке аймара) приносится алкоголь и кровь ламы. Подносится chaya и к новому компьютеру, орошаемому каплями алкоголя и конфетти, чтобы долго служил и хорошо работал; и к первой зарплате, чтобы повышалась; орошаются офисы, дома, автомобили... В телевизионных программах музыкальные группы подносят chaya с пивом и окропляют им свои новые диски перед публикой. В прошлый вторник Chaya – который празднуется каждый февраль на Карнавале, Эво Моралес окропил ею даже Дворец Правительства.
Ритуал олицетворения предметов объясняет также, почему автобусы в Ла Пасе несут по улицам такие сообщения как, например, «воин любви», « призрак дорог»... Школьные автобусы бразильского завода Додже, выпущенные в 80-е годы и перемещающиеся сегодня по городу как общественный транспорт, нарядно декорируются. Их украшают шелковыми занавесками, колокольчиками, наклейками и даже маленькими картинками, покрытыми блестящим лаком. Почти всем им довелось посетить некое подобие святилища в Вирхен де Копакабана, в нескольких километрах от Ла Паса. Там, покрытые цветами, они ждут, когда католический священник прольет на них священную воду, а потом yatiri (индейский колдун) обнесет их ладаном и орошая их chaya с алкоголем, предскажет им путь без аварий. Потом рядом будут взорваны несколько петард, чтобы отпугнуть злых духов.
Праздник Аласитас («купи меня» на языке аймара), который отмечают каждый год 24 января, тоже способствует надежде на материальные блага. В этот день тысячи миниатюр представляют то, чего paseño хочет добиться в скором будущем. Торговые фургончики наполняются крошечными роскошными особняками, игрушечными автомобилями, пачками фальшивых долларовых купюр, паспортами, домашним скотом, корзинами для покупок, изобилующими всякой всячиной...Король Аласитас – Экеко, пузатый персонаж с белым колониальным лицом и с усами. На шее у Экеко висят фрукты, буханки хлеба, чемоданы, маленькие гитары, одеяла, мешки с мукой, прохладительные напитки и всё, что может означать изобилие. В своем доинкском происхождении эта керамическая фигура была амулетом – illa – c выдающимся пенисом, которую просили о плодоносности полей, мужчин и скота.
Пасеньо обожает символизм и изобретение новых традиций. В 1998 году, когда был построен самый красивый мост города – де лас Америкас, молодожены решили, что пересекать его приносит удачу.
- Кроме индейских ритуалов бракосочетания, которых существует огромное количество, теперь появился обычай «переходить мост», то есть переходить из одного жизненного уклада в другой – комментирует Пабло Грукс, официальный представитель культуры страны, - Раньше жених и невеста со свидетелями переходили подземный туннель Сан Педро. Они шли по его обочине, при непрекращающемся дорожном движении, пока власти города этого не запретили. Можешь быть уверена, что там, где нет ритуалов, индейцы аймара их обязательно придумают.
Одна невеста заключает следующее:
- Мы с мужем выдержим любые трудности: мост всегда всем помогает преодолеть преграды.
По обеим сторонам моста три бойких сеньоры предлагают изящные бокалы с ледяным шампанским. Они первыми занялись этим бизнесом и никого не принимают в свою компанию.
На выложенных камнем склонах улицы Сагарнага chifleras (ведьмы) с индейского рынка продают удачу и готовят lojtas («столы») с предметами, которые необходимо будет сжечь в зависимости от того, каким будет желание покупателя. Самый типичный из таких столов обязательно включает в себя зародыш ламы – sullu. Это посланник, познавший жизнь и смерть и призванный переносить в другой мир прошения. Sullu символизирует чистоту и заворачивается в шерсть ламы, как если бы он все еще находился в животе матери. Также на столе присутствует животный жир – символ «великой энергии», которая не имеет формы. Это зарождение жизни. Сладкие полукруги разных цветов являют собой радугу, соединяющую человека со вселенной; белая шерсть - облака, производящие лучи, которые дают человку мудрость; конфетти означают процветание и изобилие (это городская версия цветочных лепестков); кока - священное растение Анд; коа - ароматическая травка. В зависимости от колдуна yatiri, который консультирует покупателей, можно выслушать разные интерпретации.
Чтобы удостовериться в собственном процветании, пасеньос погребают ритуальный прах в своих домах: в патио, по углам, в цветочных горшках. Рассказывают chifleras, что «зародыш ламы хорош для домашнего очага; свиньи – для привлечения денег; овцы – для усмирения спорящих. А если хочешь вернуть своего мужа, сбежавшего к другой, то покупаешь высушенных собаку и кошку, даешь им имя мужа и его любовницы, бросаешь их в огонь, и пусть они сгорят в драке, как собака и кошка!»
...Каждое 8 ноября – день Ньятитас («курносенькие» - так называют черепа, в связи с отсутствием носа), некоторые пасеньос выносят на улицу черепа своих умерших родственников, друзей и даже черепа незнакомых людей, приобретенные на черном рынке, чтобы порадовать их праздником: сначала на кладбище, а потом на частных дискотеках. До конца года ньятас будут находиться в домах, охраняя семейный очаг и давая советы своим потомкам. будут находиться в домах, охраняя семейный очаг и давая советы своим потомкам. Но как?
