
На этот раз Дмитрий Богачев реально удивил! Поставить в самом центре Москвы в режиме «много спектаклей в неделю» абсолютно политический спектакль под соусом «сказка о любви» - это сильно. Возможно, из моей любви к актуальности, а возможно, что из-за самого спектакля тоже, «Золушка» из всех детских постановок Стейджа понравилась мне больше всего.
Состав: Юлия Ива (Золушка), Павел Левкин (Тофер), Елена Чарквиани (Мари), Алена Хмельницкая (Мадам), Екатерина Варкова (Габриэлла), Татьяна Кулакова (Шарлотта), Роман Аптекарь (Жан-Мишель), Петр Таренков (Себастьян), Игорь Портной (Лорд Пинклтон)
Политический подтекст здесь совершенно не завуалирован, тема подана «в лоб», так что не увидеть и не понять может только слепой. Вот вам принц, подмахивающий, не читая, любые бумажки. Вот вам указ: «У нас наступила эра благоденствия и процветания» (указ!!!). Даже слово «коррупция» имеет место (много ли детей знают смысл этого слова), и, конечно, один из героев – революционер, хотя это сильно сказано, скорее, героя можно отнести к протестующей интеллигенции.
Эта тема здесь вообще интересна, особенно отдельные ее эпизоды. Интересно, когда Жан-Мишель призывает людей идти говорить с принцем о проблемах, он оказывается не услышан из-за призыва людей государевых идти на бал. Сам бал прямым текстом устраивается ради отвлечения «счастливого» народа от реальных проблем. Интересно, что все-все протестующие герои не винят принца вообще, но идут к нему как к «царю-батюшке», дабы решить проблемы королевства, так что возникает традиционная для российской уже культуры ситуация «царь хороший, бояре плохие». Центральная тема страданий народа проста как три копейки, и заключается в отъеме родной земли у населения, но, о ужас, она выглядит строго актуальной в любой момент и в любом месте. Потому что земля как таковая – это своеобразный аналог всего, что есть у человека, всего-всего, и для каждого зрителя «земля» может означать свое: это возможность работать и зарабатывать деньги, а не отдавать почти все заработанное, это квартира в пятиэтажке, это зарплата, это условный французский сыр и много чего еще, важного для каждого конкретного человека.
Кульминацией это центральной, на самом деле, темы является митинг (!!!) с табличками (!!!) и ожидание смены местного мироустройства путем перехода к всеобщему равенству и выборам! Неожиданно для сказки, правда? Тем более, что подается как куда большее и важное достижение этой истории, чем каноническая свадьба.
Впрочем, во всем остальном сказка тоже совершено не каноническая, что зачастую ставит зал в тупик. Бедная и несчастная Золушка пусть и имеет повадки традиционной доброй-светлой девушки, но сама решительная и смелая. Мадам (мачеха) кажется вовсе не такой уж и жестокой, а, скорее, стервозной, а дочки ее и вовсе не злые. Габриэлла так вообще – героиня положительная. Впрочем, если вернуться к Золушке, то центральной ее мечтой становится узнать мир во всех его красках, и мечты о любви в перечень ее желаний не входят. Даже после встречи с Принцем Золушка вспоминает бал скорее как красивый опыт, и только потом как встречу с мужчиной своей жизни. Указ своей феи-крестной («ТЫ можешь сделать так, чтобы все сбылось») Золушка выполняет беспрекословно, и сама, не надеясь на волшебство, стремится выстроить свою судьбу, пусть и не без помощи Габриэллы, еще более смелой девушки. Ее самостоятельность скользит в большинстве ее действий, даже в словах принцу на прощанье, когда любая другая плыла бы в облаках любви, а Золушка выполняет данное Жану-Мишелю обещанье, сама веря в эти слова полностью. Так что получается дикая смесь канонической героини и абсолютного ухода от канона в сторону сильных современных женщин, интересное зрелище, на самом деле.
Принц – другой неканонический персонаж, где традиционное разве что нежелание вникать в дела государственные, но ведь принц наш изначально чувствует, что что-то не так. Герой этот совсем не приторно-сладкий, а почти рефлексирующий и даже страдающий, важный в этой истории, а вовсе не выступающий в роли главного приза для Золушки. Встреча с ней толкает его пересмотреть, что происходит в подведомственной стране, и, нет, он не меняется, но проявляются его до того не используемые качества. Пожалуй, можно сказать однозначно, что герой в Золушку влюблен куда больше, чем она в него, но оба они, между тем, люди достаточно приземленные, так что их союз скорее сулит государству процветание, чем союз иной условной романтической пары.
Мачеха и две дочки вовсе не традиционные героини, и если Габриэлла вызывает настоящую симпатию, то Мадам и Шарлотта, по крайней мере, не вызывают антипатии. Эти две героини отвечают за комедию в спектакле, поэтому они забавны в своей злобе или в своей неуклюжести, в своих манерах, в своих мыслях. Габриэлла же с ее революционной любовью не столько героиня сложная, сколько приятная и, пожалуй, куда более умная, чем наша Золушка. Пара ее с Жаном-Мишелем весьма забавна и гармонична, а оба они временами трогательные, как дети.
Как я уже упоминала, Жан-Мишель скорее протестующий интеллигент, нежели революционер, поэтому невозможно представить его на баррикадах и в рядах протестующих с плакатом, он просто хочет быть услышанным, но, если бы не был услышан, весь его протест потерпел бы крах. Кроме него, остается из видных героев фея-крестная, здесь долгое время неожиданная, забавная и очень обаятельная.
Золушку играла Юлия Ива, совершенно не понравившаяся мне в какой-то постановке, но здесь реабилитировавшаяся в моих глазах. Несмотря на постановку, ее все равно часто несет в «принцессу», однако и самостоятельную барышню она тоже играет убедительно. Принц Павел Левкин очень понравился как в своей рефлексии, так и в обретенной уверенности в своих силах – очень человечный, а не формальный герой. Хорошо себя проявили в комедийной части Алена Хмельницкая и Татьяна Кулакова: им пришлось более прочих использовать комедийные приемы, играть активно и лицом, и голосом, но у них получилось не переборщить. Роман Аптекарь (Жан-Мишель) и Габриэлла (Екатерина Варкова) понравились в своей интеллигентности и трогательности. А более всего удивила отходом от стереотипного образа Елена Чарквиани (фея-крестная). Насколько она хороша и неожиданна в образе старушки! Правда, став феей с розовыми волосами, она теряет все обаяние.
«Золушка» показалась чуть более скромным спектаклем, чем прочие постановки Стейджа, с точки зрения оформления, но как здесь играют декорации! Какая потрясающе выверенная смена локаций, какая игра света, а как много могут значит одни и те же ступени лестницы, как это классно используется! Лестница может быть и лесом, и дворцом, а с другой ее стороны может быть дом Мадам. А костюмы и спецэффекты! Выше всяких похвал. Свет, проекции – все используется в полной мере и профессионально. Костюмы-трансформеры настолько профессионально сделаны, что под новым платьем совершенно не видно никаких признаков старого. Очень понравилось. Из «костюмных» решений хочется отметить, что весь высший свет здесь одет дорого и богато, а вот все простые люди примерно одинаково: серо, и даже Габриэлла оказывается в той же серой одежде после ухода из дома. Прямое разделение, но вполне понятное. Музыка в постановке мне, на удивление, понравилась. Многое запоминается, не раздражает, вполне мелодично.
Я осталась под очень приятным впечатлением. Неожиданно актуальный спектакль, очень профессионально сделанный, и даже герои не столь вычищенные и глянцевые, как это часто бывает в постановках Стейджа. Пожалуй, детям может быть и не понравится так сильно, как классическое прочтение «Золушки», зато взрослые должны оценить.