«El Cid», история или легенда, сериал Amazon под лупой эксперта!

Через 800 лет после появления эпоса «Cantar de mio Cid»(Песнь о моём Си́де), самом известном эпическом произведении испанской литературы, Amazon Prime Video 18 декабря показал сериал «El Cid», в котором Хайме Лоренте (Jaime Lorente из «Бумажный Дом», «Элита») сыграл Rodrigo Díaz de Vivar(Родриго (Руй) Диас де Вивар), он же el Campeador(победитель), он же El Cid. «История за легендой» — обычно это означает, что можно завалиться на диван закинуться чипсами и протупить пару часиков в телевизор, но не в случае с этим сериалом. В Испании историю El Cid изучают на уроках литературы, он часть национального самосознания и государственной мифологии. До 20-го века никто и не пытался найти в эпосе настоящие исторические факты, только в 1929 году историк и филолог Рамон Мендес Пидаль(Ramón Menéndez Pidal) начал исследовать эпос и вывел исторического Сида. И не многие после него возвращались к этой теме, поэтому на каждое экранное воплощение этого мифологического героя все набрасываются… с интересом.

Историк Давид Порринас(David Porrinas) большой эксперт по средневековью, автор книги «El Cid. Historia y mito de un señor de la guerra» (Desperta Ferro Ediciones, 2019) посмотрел сериал до его премьеры.
— Каждая попытка взяться за образ Сида, будь то в историческом или литературном плане, вызывает шквал негодования…
— Конечно. У меня по книге были замечательные отзывы, но так же много гневных, потому что это как бы неприкасаемый персонаж, очень политизированный и интернационализированный людьми. Наше представление о Сиде сформировалось романсом «Песнь о моём Си́де», который изучают в школе, а так фильмом Антони Манн (Anthony Mann ) («El Cid», 1961 года в главной роли Чарлтон Хестон и Софи Лорен), в котором есть сцены, которых нет в эпосе, как клятва Санта Гадеа(Santa Gadea) или выигранной сражение после смерти. А люди верят, что это исторические события.

— Возможно, ошибка в том, что реальному Сиду не придается такого же значения, как литературному произведению?
— В основном Средним векам уделено меньше всего места в образовательной программе. Представьте, Сиду уделяется пара строк или максимум параграф. И более того в некоторых книгах, когда пишут о Сиде, цитируют эпос. И образ исторического Сида окончательно теряется.

— Он бы мог помочь нам понять сложный период реконкисты, который был не таким простым, как в учебниках.
— Концепт реконкисты предполагая очень линейный процесс 800-летней войны христиан и мусульман. Но все было не так. Времена Сида пример того, как все было запутано в отношении христиан и мусульман и какие у них были альянсы. Происходили битвы между христианами при поддержке мусульсман, которые тоже воевали друг с другом при поддержке христиан. То что мы называем реконкистой — это очень большое упрощение. К тому же, этот термин, который с 19-ого века был наполнен национально-католическими коннотациями, для придания идентичности буржуазному национальному государству, которое только что зародилось и уже во времена Франко было доведено до героизации славного средневекового прошлого, в котором родилась Испания в борьбе с мусульманами, без учета отношения и тех союзов, которые были в средневековье. Но реконкиста, как идея, действительно существовала в тот исторический период. Сам Сид использует это понятие в указах узаконивающих его завоевание Валенсии, он использует язык, похожий на тот, на котором говорили короли того времени. Говорит о возвращении мусульманских земель христианству, о неверных врагах, о героях освободителях…

— Учитывая всю сложность того времени и персонажа Эль Сид, что ты подумал когда узнал что Amazon снимает по нему сериал?
— Когда я прочитал первые интервью создателей сериала, актеров, режиссеров, ты не поверишь но мне стало ясно, что я увижу исторического Сида, а не смесь из литературного. Такая смесь есть в новеллах Перес Реверте(Pérez Reverte) и в эпосе. Эта смесь уже давно отпечаталась в общественном мнении, и нет способа её оттуда вывести. Помню в университете мои студенты не могли поверить, что с Santa Gadea не было такого события, и что Сид не выглядел как Чарлтон Хестон. И мы привыкли к таким заблуждениям, поэтому я удивился, когда увидел исторического Сида.

— Показаны события до того, как он еще стал Сидом.
— Надо учитывать, что этот сериал покрывает очень короткий период из жизни персонажа. Всего 5 лет. В таком ритме должно быть 5-6 сезонов.

— Но то, что есть это самая мифологическая часть.
— Если они продолжат так и дальше, то я думаю мы будем видеть исторического Сида. И остается еще узнать самое интересное, о чем у нас много информации. Потому что о Сиде в начале у нас мало информации. Поэтому в первом сезоне много других главных персонажей. Королевство Леон, Графство Кастилия, Христианское Королевство Арагон, таифа Сарагоса… Этот сезон контекстуализирует тот мир и сложные отношения в нем.

— А вот эти вот контекстуализция и сложность могут отпугнуть публику? Возможно этот насыщенный неспешный первый сезон подготовка к будущим событиям?
— Да, иногда кажется, что все слишком медленно, ожидаешь больше событий и сражения. Много внимания уделяется заговорам, отношениям между персонажами… Но это необходимо. Это как первый сезон «Игры престолов», необходимо предварительно описание истоков последующих событий.

— Я думаю такие сериалы потом выстреливают за счет персонажей, которых мы хорошо узнали по вводному сезону, а потом они становятся более яркими. В этом смысле, что нам ждать от Сида Хайме Лоренте?

— Мне он очень понравился. Чувствуется, что он много работал над персонажем, и он правдоподобный. Это более реальный Сид, чем у Чарлтона Хестона, особенно потому что мне невозможно поверить, что средневековый Сид был ростом под два метра, как американский актер (1.91 см). И у меня были сомнения на счет Хаиме Лоренто из-за его персонажа в «Бумажный дом», ну такой немного гопнический, но тут веришь в правдоподобность его персонажа.

Лоренте кстати еще и поет, вот как-то связанная с El Cid песня
Romance (EL CID) – Jaime Lorente feat. Natos & Deva (Official Music Video)

— А как в сериале передана противоречивость персонажа? Наемник с честью, воевавший на стороне христиан и мусульман… Многих людей смутит такой телевизионный Сид?
— Многое, связанное с Сидом задевает людей. Клятва Santa Gadea, победа после смерти, и то, что он наемник. Есть люди, которые не могут этого вынести, потому что они его идеализируют, для них он христианский паладин, а не выдумка 19-ого века или Франко. Пропагандисты Сида работали уже в средневековье, другое дело, что потом это расширили и добавили новые смыслы. Люди его воспринимают по определенным его чертам, например отношения с мусульманами. Я первый, кто сказал, что большая часть его армии состояла из мусульман, а люди не понимают, как такое могло быть. То же самое делал Эрнан Кортес(Hernán Cortés), который бы не смог завоевать мексикас без местного населения. В сериале это показано мельком, но показано, как он восхищается некоторыми аспектами мусульманства, особенно наукой. Мусульманские короли, которым служит Родриго Диас большие эрудиты, математики и астрономы. В сериале показывают астролябию, которую разрабатывали в Аль-Андалус. Астролябия позволяет передвигаться ночью, это один из секретов военных побед Родриго Диаса, он был одним из немногих, кто сражался по ночам.

— Так значит Сид Лоренте хорош, а остальные как?
— Я увидел убедительный актерский состав, некоторые персонажи мне понравились даже больше, чем Сид. Например, инфанта Уррака (её играет Алисия Санс(Alicia Sanz)), с ней случилось то же, что с Сидом, с веками её образ деформировался, но в её случае чтобы приуменьшить её значение, ассоциировать её только со злом и похотью. А из исторических источников следует, что это была умная красивая женщина, первенец короля Леона. В сериале она очень важный персонаж, дает представление о природе женской силы в то время. Так как женщины в те времена не могли править, как и много другое, не могли быть воинами, а это главное, что требовалось от короля тогда. И тут показана реальная власть королев и женщин, которые часто сами правили и были важными советниками на своих территориях, потому что их мужья были на войне. И в этом смысле в сериале очень важен персонаж Урраки, а также королевы Санча де Леон (Элия Галера (Elia Galera)), которая стала королевой-супругой, тогда как корона по праву должна была принадлежать ей.

— А как точен сериал в деталях, в атмосфре? Чувствуется разница бюджета в американском производстве с другими подобными?
— Я думаю они проделали хорошую работу изваяв в первом сезоне тот период, когда еще не было больших смешенных армий. Исторически достоверные детали, можно заметить по боям. Христианские войны можно отличить от мусульманских по оружию. Конический шлем и кольчуга христиан, кавалерия как раз в этот период с меняющимся способом захвата копья, который станет известен как «lanza en ristre». И в сериале говорится, что это инновация. Меня это порадовало.

— Выходит тебе все в сериале понравилось, но может что-то все таки было не так…
— Ну конечно. Есть персонаж Епископ Бернардо (его играет Хуан Эчавоне(Juan Echanove)), которого не существовало тогда. Мне кажется он взят с более позднего епископа, франко саксонского происхождения, Бернардо Серидакский (Bernardo de Seridac), он был аббатом Саагуна и первым архиепископом Толедо. Этот Бернардо, как и другие клуниаки, имел несколько радикальное представление о священной войне и не понимал, как христианские короли Пиренейского полуострова могут иметь какие-либо отношения с мусульманами. Хороший был бы персонаж, но только 20-25 лет спустя, в сериале сейчас 1060 год, и Бернардо Серидакский не появится до 1080.

— Похоже на уступку общепринятым представлениям публики о тех временах, о вечных крестовых походах.
— Да, на самом деле это тогда начиналось. Была часть духовенства, которая видела в мусульманах врагов. Но это случится потом, тема священной войны и крестовых походов сложнее показанной в сериале. И да, вот тот следующий Бернардо был самым ярким лобистом этого.

— В сети возникли некоторые претензии к деталям экипировки, например к мечу Сида, по вашему они преувеличены или справедливы?
— Это сериал, создатели которого могут себе позволить додумать, мы историки себе такого позволить не можем. Нас иногда просят в книгах что-то добавить, чтобы было интереснее, но мы не можем, и наоборот, если для сериала требовать такой же точности, то он вряд ли понравится зрителям. К тому же претензии все смешные, как вот с мечем. Пример того, что люди не знают о чем говорят, хотя всем в сети указывают на ошибки, они сами тиражируют чужие ошибки. Начали говорить, что надо было показать la Tizona, что это меч Сида. Так вот нет, меч Сида не la Tizona, потому что это меч конца XV века начала XVI. Тот, что в сериале больше похожа на меч XI века, чем la Tizona, которая больше похожа на меч Эрнана Кортеса.

— Ну этот неспешный сезон располагает к погружению в детали, что ты посоветуешь зрителям, которые от «El Cid» ждут сражений?
— Потерпите. Ожидание стоит того, после этого сезона, как раз все и начнется. У Сида будет гражданская война между братьями, осада Заморы, изгнание и пять лет на службе у тайфы Сарагосы, превращение в военачальника… Все это стоит ожидания и просмотра первого сезона, который больше презентация реалий времени Родриго Диаса.

— Одно ясно, что мифологического Сида в этой серии ждать не стоит.
— Дело в том, что исторический Сид гораздо интереснее мифического, потому что он имеет ряд нюансов, которые были опущены в мифе. А сериал, как мне кажется, пойдет путем исторического Сида, который, на мой взгляд, намного круче. А это хорошо, потому что появляется шанс на то, что люди изменят традиционный взгляд на Сида как в фильме Антони Манн, потому что поп культура и воттакие суперпроекты формируют общественное мнение, а не история. Я 20 лет изучаю Сида. Пол жизни посвящено персонажу, которого мне бы хотелось, чтобы люди узнали каким он был на самом деле. И если этому сериалу это удастся я буду очень рад!

Иcточник: www.elconfidencial.com

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *