Гильермо дель Торо: сказка в подарок в трудные времена

В этот четверг состоялась премьера фильма «Форма воды»(THE SHAPE OF WATER), который оправдывает жанр фантастики и превращает этого культового мексиканского режиссера, который обожает монстров и болото, в фаворита грядущей премии «Оскар» в 13-ти номинациях.

«Привет, это Гильермо», — говорит он на другом конце телефонной линии, и ничто в приветствии или остальной части телефонного разговора не покажет, что Гильермо дель Торо, находится в плену сезона наград, и ко всему прочему, является фаворитом в погоне за золотой наградой в Голливуде, благодаря «Форме воды», фильму, премьера которого состоялась в четверг в Аргентине и у которого уже в тринадцати номинациях на «Оскар», который состоится через две недели. Но мексиканского режиссера не волнуют вся помпезность и шумиха вокруг красных дорожек и статуэток, его больше интересует то, сколько говорят о его кино и, прежде всего, о кино в целом.

«Премии не могут быть предсказаны, но важно то, что в этом сезоне номинированы два фильма в жанре фантастики, которые глубоко политичны:«Форма воды» и «Побег»! Два сюжета, касающиеся нынешней социальной ситуации». Получить или не получить Оскар это анекдотично, это демографично, но тот факт, что эти два фильма являются частью этого сезона наград, является фундаментальным для жанра фэнтези. Потому что я считаю, что мы являемся одним из последних жанров, которые должны быть узаконены. Комедия, мелодрама, мюзикл, детектив уже преодолели этот этап. Теперь наша очередь быть признанными в качестве инструмента повествования важности и власти на том же уровне, что и другие жанры, ни лучше, ни хуже», — говорит Дель Торо, который, если бы существовал такой пост, мог бы быть президентом или королем современного кинематографической фэнтези.

Потому что никто не защищает и не любит своих монстров, как режиссер, рожденный в Гвадалахаре, в лоне семьи, которая не понимала его страсти к вампирам, призракам, феям, демонам и подводным существам. Я не мог себе представить, что однажды я покажу им на большом экране такие фильмах, как «Хроники», «Хребет дьявола», «Лабиринт Фавна», «Хэлбой» и «Форма воды», его последнее творение о любви к ужасающе красивым.

Фильм погружает нас в Соединенные Штаты в шестидесятые годы, рассказывает историю Элисы Эспосито (Салли Хокинс), немой женщины, которая работает как часть команды по уборке секретной правительственной лаборатории, к которой прибывает запертый и раненый человек-рыба, пойманный в Южной Америке безжалостным агентом (Майкл Шеннон). Далее по сюжету следует то, что Дель Торо называет «сказкой фей в трудные времена». Задумка, столь же прекрасная, как в былые времена, и которая, помимо того, чтобы быть фаворитом сезона наград, также нравится своему режиссеру. И он с такой любовью рассказывает о ней.

-Вы говорите, что это ваш любимый фильм, но также говорите, что снимать его было очень тяжело. Как вы это объясните?
— Да, на самом деле, это второй самый тяжелый фильм, который я сделал. Первым по-прежнему остается фильм «Мутанты» (1997), в котором я выступил как режиссер для продюссеров братьев Вайнштейн, это был очень ужасный опыт. В случае с «Формой воды» было сложно снимать, потому что мне нужно было уделить большое внимание визуальному уровню, манере и сочетанию жанров. В то же время это фильм, который был сделан с трети идеального бюджета. Его бюджет 19,5 миллионов долларов, которые приходилось добывать, чтобы сделать фильм, который был намного дороже. Это вызывает множество трудностей при съемке. У нас также были другие сложности: погода ниже нуля градусов, ураганные ветры, песчаные бури, автомобильные аварии и многое другое. Фильм полон анекдотов в этом смысле. Но результатом является то, что именно этот фильм я люблю больше всего, из тех, что я сделал, и потому что он также самый рискованный.

— Есть ли песчаные бури в Торонто? Где вы снимали?
-Это случилось с нами. В те дни ураганных ветров мы отправились снимать сцену в карьер. В фильме вы видите, что одежда персонажей летит, песок летит, все летит. Я воспользовался моментом, чтобы показать, что персонажам трудно слушать друг друга. В конце концов это был несчастный случай с удачей.

— Помимо этих трудностей, фильм, кажется, сделан с большой вниманием к деталям. Особенно в направлении искусства и фотографии.
— Дело в том, что вид фильма достигается с идеальной комбинацией четырех областей: искусство, костюмы, фотография и режиссура. То есть, если вы координируете построение и изображение набора по целому ряду цветов и объединяете это с гаммой цветов костюмов, а их в свою очередь, с цветом освещения, то фильм становится почти живописным. Это искусство живописни и скульптуры.

— Это был метод, применяемый в «La forma del agua» ?
— Эти вещи планируются с самого начала. Я всегда стараюсь чтобы искусство и фотография выглядели красиво, но также и значимо для тематики. Например: отдел, где работает Элиса, в водных цветах, а дома всех других персонажей имеют цвета света и воздуха, то есть янтарные, желтые, теплые цвета. Зеленый цвет, который преобладает в фильме, является цветом будущего. Автомобиль злодея, медуза, лаборатория, униформы, все зеленое, потому что мы изображаем момент, когда Соединенные Штаты были одержимы будущим.

-В сюжете также появляются ссылки на «Холодную войну» и старые голливудские мюзиклы.
— В фильме есть две очень интересные вещи: одна — это тема о «другом», что вы должны иметь сопереживание и любовь, а не испытывать страх по отношению к этому «другому». И это также касается необходимости пребывать в настоящем. В истории есть персонажи, одержимые будущим, такие как военные и ученые, но у нас также есть и другие, например как Хилес, художник, которого играет Ричард Дженкинс, который привязан к прошлому, к романтизму мюзиклов и жизни с ностальгическими воспоминаниями его молодости. Фактически, единственными персонажами, присутствующими в настоящем, которые живут в данный момент, являются Элиса и человек-рыба.

— Как вы думаете, «La forma del agua» вписывается в актуальный революционный контекст Голливуда?
-Я думаю, что самое главное для фильма — это стечение обстоятельств, при котором он выходит в прокат. Он выходит в момент очень красивых пересечений. Это честь и привилегия, которые киноиндустрия может показывать как пример, хотя мы знаем, что маргинализация женщин не является исключительной для мира развлечений, она существует во всех социальных областях. В том числе и в Латинской Америке мы даже переживаем это в более сильном и страшном виде. Вы можете находиться в обувной промышленности, банковской сфере или недвижимости или в научной области, а дискриминация существует одинаково. Это должно закончиться.

— В «Золотом глобусе» Натали Портман указала на неравномерность жанров, представив категорию лучшего режиссера, которую вы наконец выиграли.
— Лично мне показалось очень сильным и красивым, что Натали могла произнести это — «номинанты-мужчины на премию режиссуры». Это было очень необходимо и мощно. Мне кажется, что изменение жизненно важно. Если у нас есть какая-то надежда на будущее как человеческая раса, мы можем только вдыхать эту надежду все вместе. Для меня важно то, что «других» не существует, но мы существуем. И кино дает нам возможность объединиться, потому что в нем мы смотрим на себя и заново открываем, что мы существуем все вместе. Мы умираем вместе или живем вместе. Есть только два варианта.

Верьте в монстров с любовью

«Если ты остаешься чистым, и ты продолжаешь верить в то, во что веришь, в моем случае это монстры, все будет хорошо». Во время произношения слов благодарности после награды «Золотой Лев» на фестивале в Венеции в прошлом году Дель Торо решил воспользоваться вниманием всего мира, чтобы поговорить со своими коллегами, точнее, со своими сверстниками в Латинской Америке, которые мечтают и не уточняют фантастический фильм, который они хотят. «Жанр фэнтэзи является добровольным или непроизвольным, он зависит от рассказчика, самого политического, который существует, но в Латинской Америке он не считается одним из основных жанров, напротив, есть предубеждение, которое я пытался продемонстрировать в «Форме воды» и «Лабиринте фавна», среди прочего, оно заключается в том, что с фантазией вы можете сделать притчу, которая позволит вам обсуждать политические, исторические проблемы, уклончивым, но очень мощным способом », — он с энтузиазмом объясняет, что, хотя его последний фильм на английском языке и финансируется американской студией, имеет латинскую национальную самобытность как и «Хребет дьявола» и «Лабиринт фавна», сделанные в Испании. «Мой призыв к латиноамериканским режиссерам с призванием фантастических историй — не сдаваться. Если некоторые из наших самых влиятельных литературных рассказчиков, таких как Борхес, Кирога, Гарсиа Маркес и Арреола, используют жанр в своей работе, я не понимаю, почему мы не можем сделать этот шаг в кино. Важно, чтобы мы делали это без стыда и с любовью».

Время бить фаворита

Поскольку номинации на Оскар были объявлены, и в конечном итоге оказалось, что «Форма воды» был фаворитом, т.к. он участвовал в тринадцати категориях (лучший фильм, лучший режиссер, оригинальный сценарий, лучшая фотография, лучшие костюмы, лучший дизайн производства, лучшее издание, лучшая звуковая редакция, лучшее звуковое сопровождение, лучшая главная актриса, лучшая актриса второго плана, лучший актер второго плана и лучший саундтрек), был запущен рекламный механизм. С одной стороны, присутствие в СМИ «Формы воды» усилило способ присутствовать в умах избирателей Академии и поддержать ее премьеры во всех уголках мира. Другая сторона монеты заключается в том, что возникли какие-то истории, которые могут усложнить золотой путь фаворита. Таким образом, избранное оружие, этого сезона было плагиатом. Во-первых, кто-то нашел короткометражный фильм голландского киностудента, который имел некоторое сходство с фильмом Дель Торо, наблюдение, которое не помешало фильму продолжать получать награды на пути к Оскару. Затем сын драматурга Пола Зинделя сказал, что нашел много точек соприкосновения фильма с пьесой «Позволь мне услышать тебя, шепот», написанной его отцом в 1969 году. Наконец, французский режиссер Жан-Пьер Жюнет заверил, что не только видел элементы своего фильма Амели в «Форме воды», но также и его черную комедию «Деликатес». Все обвинения были опровергнуты Дель Торо.

Источник: www.lanacion.com.ars